ЛИТЕРАТУРА


Список литературы для совместного чтения летом:

А.Гайдар           Честное слово.
                           Мальчиш-Кибальчиш.

Н.Н.Носов         Приключения Незнайки и его друзей.
                            Мишкина каша

А.С.Пушкин     Сказка о царе Салтане
                           Сказка о рыбаке и рыбке
                           Сказка о золот ом петушке

Х.К. Андерсен  Снежная королева
                            Гадкий утенок
Ф.И.Тютчев       Весенняя гроза

Э.Н.Успенский  Крокодил Гена и его друзья

А.Н.Плещеев    Дети и птичка
                           Бабушка и внучек
                           Внучка

В.Д.Берестов    Мать-и-мачеха

В.Сутеев            Мамин праздник

В.Драгунский    Он живой и светится

Ильин Михаил   произведения на выбор

ЗАДАНИЕ. Необходимо завести литературную тетрадь. В ней дети  записывают автора и его произведение, которое совместно прочитали  с мамой или папой, бабушкой или дедушкой.  И отмечают в 2 -3х предложениях чему этот рассказ или сказка учит, что  нового  для себя  открыли, какие получили впечатления, какие эмоции вызвало произведение или герои этого произведения и  т.д.



15 мая


Совесть.    Аркадий Гайдар

Нина  Карнаухова  не приготовила  урока  по  алгебре и решила не идти в школу.   Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.

Положив  пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала  догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.    А так как в  руке  он  сжимал  букварь  с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить:  "Несчастный прогульщик!" -    строго сказала она -   "И это с таких юных  лет ты  уже  обманываешь  родителей  и школу?"        "Нет!" -    удивленно ответил малыш -   "Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился".    Нина  нахмурилась.   Но этот малыш был такой смешной  и добродушный, что ей пришлось взять его за  руку  и повести  через рощу.    А связка  Нининых  книг и завтрак так и  остались лежать под кустом, потому что поднять их перед  малышом  теперь было бы стыдно.        

 Вышмыгнула из за ветвей собака,  книг  не тронула,  а завтрак съела.    Вернулась Нина, села и заплакала.    Нет! Не  жалко  ей  было украденного завтрака.     Но слишком хорошо  пели  над  ее   головой   веселые  птицы.     И очень тяжело  было   на  ее  сердце,  которое   грызла беспощадная  совесть.

(1940г.)


Вопрос:  Как вы понимаете выражение:  "...грызла беспощадная совесть"?








12 мая


Н.Н.Носов

                Автомобиль.


Когда мы с Мишкой были совсем маленькими, нам очень хотелось покататься на автомобиле, только это никак не удавалось. Сколько мы ни просили шофёров, никто не хотел нас катать. Однажды мы гуляли во дворе. Вдруг смотрим - на улице, возле наших ворот, остановился автомобиль. Шофёр из машины вылез и куда-то ушёл. Мы подбежали. Я говорю:
- Это “Волга”.
А Мишка:
- Нет, это “Москвич”.
- Много ты понимаешь! - говорю я.
- Конечно, “Москвич”, - говорит Мишка. - Посмотри, какой у него капор.
- Какой, - говорю, - капор? Это у девчонок бывает капор, а у машины - капот! Ты посмотри, какой кузов. Мишка посмотрел и говорит:
- Ну, такое пузо, как у “Москвича”.
- Это у тебя, - говорю, - пузо, а у машины никакого пуза нет.
- Ты же сам сказал “пузо”.

- “Кузов” я сказал, а не “пузо”! Эх, ты! Не понимаешь, а лезешь!
Автомобиль носов
Мишка подошёл к автомобилю сзади и говорит:
- А у “Волги” разве есть буфер? Это у “Москвича” - буфер.
Я говорю:
- Ты бы лучше молчал. Выдумал ещё буфер какой-то. Буфер - это у вагона на железной дороге, а у автомобиля бампер. Бампер есть и у “Москвича” и у “Волги”.
Мишка потрогал бампер руками и говорит:
- На этот бампер можно сесть и поехать.
- Не надо, - говорю я ему.
А он:
- Да ты не бойся. Проедем немного и спрыгнем. Тут пришёл шофёр и сел в машину. Мишка подбежал сзади, уселся на бампер и шепчет:
- Садись скорей! Садись скорей! Я говорю:
- Не надо!
А Мишка:
- Иди скорей! Эх ты, трусишка! Я подбежал, прицепился рядом. Машина тронулась и как помчится!
Мишка испугался и говорит:
- Я спрыгну! Я спрыгну!
- Не надо, - говорю, - расшибёшься! А он твердит:
- Я спрыгну! Я спрыгну!
И уже начал опускать одну ногу. Я оглянулся назад, а за нами другая машина мчится. Я кричу:
- Не смей! Смотри, сейчас тебя машина задавит! Люди на тротуаре останавливаются, на нас смотрят. На перекрёстке милиционер засвистел в свисток. Мишка перепугался, спрыгнул на мостовую, а руки не отпускает, за бампер держится, ноги по земле волочатся. Я испугался, схватил его за шиворот и тащу вверх. Автомобиль остановился, а я всё тащу. Мишка наконец снова залез на бампер. Вокруг народ собрался. Я кричу:
- Держись, дурак, крепче!
Тут все засмеялись. Я увидел, что мы остановились, и слез.
- Слезай, - говорю Мишке.
А он с перепугу ничего не понимает. Насилу я оторвал его от этого бампера. Подбежал милиционер, номер записывает. Шофёр из кабины вылез - все на него набросились.
- Не видишь, что у тебя сзади делается? А про нас забыли. Я шепчу Мишке:
- Пойдём!
Отошли мы в сторонку и бегом в переулок. Прибежали домой, запыхались. У Мишки обе коленки до крови ободраны и штаны порваны. Это он когда по мостовой на животе ехал. Досталось ему от мамы!
Я шепчу Мишке

Потом Мишка говорит:
- Штаны - это ничего, зашить можно, а коленки сами заживут. Мне вот только шофёра жалко: ему, наверно, из-за нас достанется. Видал, милиционер номер машины записывал?
Я говорю:
- Надо было остаться и сказать, что шофёр не виноват.
- А мы милиционеру письмо напишем, - говорит Мишка.
Стали мы письмо писать. Писали, писали, листов двадцать бумаги испортили, наконец написали:
“Дорогой товарищ милиционер! Вы неправильно записали номер. То есть Вы записали номер правильно, только неправильно, что шофёр виноват. Шофёр не виноват: виноваты мы с Мишкой. Мы прицепились, а он не знал. Шофёр хороший и ездит правильно”.
На конверте написали:
“Угол улицы Горького и Большой Грузинской, получить милиционеру”.
Запечатали письмо и бросили в ящик. Наверно, дойдёт.


Вопросы:

1.  Ребята, опишите героев этого рассказа, какими вы их представляете?
2.  Какие поступки совершили мальчики и почему?
3.  Что такое совесть?


23 апреля

Русская народная сказка "Заяц - хваста".   


заяц

ЗАЯЦ - ХВАСТА





Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо — приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.
Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:
— У меня не усы, а усищи, не лапы, а лáпищи, не зубы, а зýбищи — я никого не боюсь.
Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвáсту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:
— Тетка ворона, я больше не буду хвастать!
— А как ты хвастал?
— А у меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы, а зýбищи.
Вот она его маленько и потрепала:
— Более не хвастай!
Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.
«Как бы вороне помочь?»
Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.
Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:
— Вот ты молодец, не хвáста, а храбрец!

В обработке А.Н. Толстого.



слушать здесь


Ребята, за  что  ворона  зайца  сначала  потрепала,  а  потом похвалила?
Найдите  несколько  пословиц  о  такой  черте  характера,  как хвастовство.     Одну  пословицу  запишите   в  тетрадь  по русскому  языку.




Можете   оставить   свой    отзыв   о  сказке    ниже   в комментариях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий